Вооруженные Силы – часть структуры государства, связанная с выполнением его внешних функций (оборона страны, участие в миротворческой деятельности и др.). Понятие «вооруженные силы» впервые было введено Ф. Энгельсом, как общее для армии и флота. В настоящее время Вооруженные Силы включают в себя различные виды и рода войск, высшие органы военного управления, органы тыла. Решающее влияние на строительство Вооруженных Сил оказывает экономическое состояние страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения внешней агрессии, защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Деятельность Вооруженных Сил России осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об обороне» и других законов, нормативных и правовых актов в области обороны. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск. Личный состав Вооруженных Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:
Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, на реформировании Вооруженных Сил, на приведении их в соответствие с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями страны. На основе анализа изменений, происшедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно делать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключаются попытки силового соперничества с Россией и отмечается, что реальную угрозу в области обороны России представляют:
В этих условиях главной целью практической деятельности государства является совершенствование военной организации Российской Федерации, ее Вооруженных Сил для обеспечения национальной безопасности страны, возможности адекватного (соответствующего) реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., при рациональных затратах на национальную оборону.
На пороге XXI в. Россия встала перед необходимостью проведения военной реформы. Ее начало было положено замыслом предстоящих преобразований, разработанным ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командования и штабов видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов и флотов. Правовым фундаментом военной реформы стал Указ Президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». В нем были уточнены задачи Вооруженных Сил с учетом внешнеполитической обстановки и возможностей экономики России, определены основные положения политики государства в области военного строительства. Все это в последующем нашло свое отражение в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой определено, что Россия не стремится поддерживать паритет (равенство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь для противодействия агрессии. Для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для обороны страны военной мощи. страны военной мощи.
Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.
Исходя из этого, определены следующие основные задачи Вооруженных Сил России и других войск.
Главные задачи по обеспечению военной безопасности:
Решение задач по отражению вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации по вопросам военной безопасности, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.
Главные задачи во внутренних вооруженных конфликтах:
Выполнение задач по предупреждению и пресечению внутренних вооруженных конфликтов, их локализации и блокированию, уничтожению незаконных вооруженных формирований, банд и террористических групп возлагается на создаваемые на временной основе объединенные (разноведомственные) группировки войск (сил) и органы управления ими.
Главные задачи в операциях по поддержанию и восстановлению мира:
Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Наряду с подготовкой к применению по прямому предназначению они готовятся к выполнению задач по специальной программе. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств.